СиГмаПонеділок, 25.09.2017, 07:18

Приветствую Вас Гість | RSS
Головна | Публікаціїї | Регістрація | Вхід
Методичне об'єднання вчителів математики міста Ясинуватої Донецької області
Меню сайта

Час
Форма входу

Корисні посилання
ІППО
ЗНО
Учи математику!
Міністерство освіти

Главная » Статьи » Самоосвіта вчителя

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Г.А. Губа  г. Ясиноватая  ОШ № 6

 

Кто дорожит жизнью мысли, тот знает

очень  хорошо,  что  настоящее

образованиеэто только самообразование.

                                                       Д. Писарев

Решая проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых предусмотрено программой. Однако имеется ряд трудностей организационно-педагогического порядка, которые этому мешают:

1) существует разрыв между получением учащимися новых знаний на уроке и их применением;

2) успешность работы определяется характером самоконтроля ученика, контроля и помощи со стороны учителя;

3) учителю трудно организовать активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, которые находятся на разных уровнях обучаемости.

 Преодолеть эти трудности в известной степени можно традиционными методами: чередованием теоретического материала с решением задач практического содержания (возможно даже проведение лабораторных работ),  разработкой заданий различной степени сложности (карточки-тренажеры, карточки с замаскированной подсказкой, карточка однокласснику), многовариантные задания, сюжетные контрольные работы, самостоятельная поисковая работа с дополнительной литературой.

Однако эти виды деятельности ещё не в значительной мере стимулируют учащихся к самостоятельному поиску знаний, к самообразованию. Для этого требуется ввести такие задания, для выполнения  которых  необходимы не только дополнительные знания, но и измененные способы действий.

За годы работы в школе убедилась, что наши выпускники должны хорошо владеть навыками  самостоятельной работы с книгой. Необходимо обращать на это внимание и в среднем, и в старшем звене. Для того чтобы побудить учащихся к работе не только с книгой, но и со справочниками, с разнообразной дополнительной литературой, использую различные приемы: например, в конце изучения темы задаю домой математическое сочинение. Проиллюстрирую на примере темы «Треугольник». В своей работе учащиеся могут рассказать об истории появления понятия «треугольник», указать, какие конкретные треугольники широко применялись в древности и для каких целей, описать способы применения свойств треугольника в различных практических ситуациях. Кроме того, предлагаю в сочинениях специально остановиться на вопросе о замечательных точках треугольника. Термин «замечательные точки треугольника» в учебниках не употребляется, поэтому ученикам приходится искать его в других источниках. Найдя ответ на этот вопрос, ребята бывают приятно удивлены: оказывается, они уже многое знают о замечательных точках треугольника, но ещё не всё, и это побуждает узнать больше. Создав такую проблемную ситуацию, учитель управляет самообразовательной деятельностью учащихся.

Педагогическое руководство самообразованием состоит в том, чтобы ознакомить школьников с его содержанием и научить их запускать его процессуальный механизм. Самообразование основывается на определённом уровне образованности школьников, но без помощи со стороны взрослых учащийся может серьёзно ошибаться как в содержании самообразования, так и в его форме.

1 этап – самостоятельное усвоение нового учебного материала по предмету в период подготовки к уроку. При этом школьники овладевают различными операциями и приёмами умственной деятельности, готовясь сыграть роль докладчиков. Смена ролей позволяет понять ориентировочную основу умственной деятельности, без чего невозможно самообразование.

2 этап – составление индивидуальных программ развития и саморазвития учащихся, прежде всего одарённых. Такие программы предполагают вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу. Примером плодотворного сотрудничества является работа в МАН.

3 этап – ознакомление с действенными приёмами самостимуляции и самоорганизации, призванных побуждать учащихся систематически работать над собой.

4 этап – создание «ситуации успеха», обнародование результатов научно-исследовательской работы, участие в различных конкурсах и соревнованиях.

По словам Говарда Гарднера, доктора психологии Бостонского университета, школа важна, но жизнь ещё важнее, и в жизни человек утверждает себя тем, что умеет делать, а не тем, чего не умеет.

Быть счастливым – значит продуктивно использовать свои способности независимо от того, какие они. И только организация работы учащихся по самообразованию позволит нам, педагогам, преодолеть дефицит времени и учебные перегрузки и помочь каждому учащемуся найти себя.     

Категория: Самоосвіта вчителя | Добавил: galanat (10.01.2011)
Просмотров: 1431 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пошук


Copyright MyCorp © 2017
Зробити безкоштовний сайт з uCoz