САМООБРАЗОВАНИЕ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Г.А. Губа г. Ясиноватая
ОШ № 6
Кто дорожит жизнью мысли, тот знает
очень хорошо, что настоящее
образование – это только самообразование.
Д. Писарев
Решая
проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо
перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя
учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых
предусмотрено программой. Однако имеется ряд трудностей
организационно-педагогического порядка, которые этому мешают:
1)
существует разрыв между получением учащимися новых знаний на уроке и их
применением;
2)
успешность работы определяется характером самоконтроля ученика, контроля и
помощи со стороны учителя;
3)
учителю трудно организовать активную самостоятельную познавательную
деятельность учащихся, которые находятся на разных уровнях обучаемости.
Преодолеть эти трудности в известной степени
можно традиционными методами: чередованием теоретического материала с решением
задач практического содержания (возможно даже проведение лабораторных работ), разработкой заданий различной степени
сложности (карточки-тренажеры, карточки с замаскированной подсказкой, карточка
однокласснику), многовариантные задания, сюжетные контрольные работы,
самостоятельная поисковая работа с дополнительной литературой.
Однако
эти виды деятельности ещё не в значительной мере стимулируют учащихся к
самостоятельному поиску знаний, к самообразованию. Для этого требуется ввести
такие задания, для выполнения
которых необходимы не только
дополнительные знания, но и измененные способы действий.
За
годы работы в школе убедилась, что наши выпускники должны хорошо владеть
навыками самостоятельной работы с
книгой. Необходимо обращать на это внимание и в среднем, и в старшем звене. Для
того чтобы побудить учащихся к работе не только с книгой, но и со
справочниками, с разнообразной дополнительной литературой, использую различные
приемы: например, в конце изучения темы задаю домой математическое сочинение. Проиллюстрирую
на примере темы «Треугольник». В своей работе учащиеся могут рассказать об
истории появления понятия «треугольник», указать, какие конкретные треугольники
широко применялись в древности и для каких целей, описать способы применения
свойств треугольника в различных практических ситуациях. Кроме того, предлагаю
в сочинениях специально остановиться на вопросе о замечательных точках
треугольника. Термин «замечательные точки треугольника» в учебниках не
употребляется, поэтому ученикам приходится искать его в других источниках.
Найдя ответ на этот вопрос, ребята бывают приятно удивлены: оказывается, они
уже многое знают о замечательных точках треугольника, но ещё не всё, и это
побуждает узнать больше. Создав такую проблемную ситуацию, учитель управляет
самообразовательной деятельностью учащихся.
Педагогическое
руководство самообразованием состоит в том, чтобы ознакомить школьников с его
содержанием и научить их запускать его процессуальный механизм. Самообразование
основывается на определённом уровне образованности школьников, но без помощи со
стороны взрослых учащийся может серьёзно ошибаться как в содержании
самообразования, так и в его форме.
1
этап – самостоятельное усвоение нового учебного материала по предмету в период
подготовки к уроку. При этом школьники овладевают различными операциями и
приёмами умственной деятельности, готовясь сыграть роль докладчиков. Смена
ролей позволяет понять ориентировочную основу умственной деятельности, без чего
невозможно самообразование.
2
этап – составление индивидуальных программ развития и саморазвития учащихся,
прежде всего одарённых. Такие программы предполагают вовлечение учащихся в
научно-исследовательскую работу. Примером плодотворного сотрудничества является
работа в МАН.
3
этап – ознакомление с действенными приёмами самостимуляции и самоорганизации,
призванных побуждать учащихся систематически работать над собой.
4
этап – создание «ситуации успеха», обнародование результатов
научно-исследовательской работы, участие в различных конкурсах и соревнованиях.
По
словам Говарда Гарднера, доктора психологии Бостонского университета, школа
важна, но жизнь ещё важнее, и в жизни человек утверждает себя тем, что умеет
делать, а не тем, чего не умеет.
Быть
счастливым – значит продуктивно использовать свои способности независимо от
того, какие они. И только организация работы учащихся по самообразованию
позволит нам, педагогам, преодолеть дефицит времени и учебные перегрузки и
помочь каждому учащемуся найти себя.
|