ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Е.Л.Редченко г. Ясиноватая,
ош № 6
Педагогический
контроль является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Он даёт
возможность проверить эффективность образовательного процесса, обнаружить его
недостатки и определить достижения. Его следует рассматривать как взаимообусловленную,
взаимосвязанную и взаимосогласованную деятельность того, кто учит, и того, кто
учится, субъекта процесса обучения[2].
Необходимость контроля и оценивания уровня обученности
учащихся обосновывается цикличностью образовательного процесса (цель обучения учебно-воспитательный
процесс результаты анализ новая цель обучения учебно-воспитательный
процесс …). Для педагогически правильного определения новой цели
обучения следует постоянно отслеживать состояние обученности учащихся и
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
К основным составляющим педагогического контроля
результативности учебного процесса относятся мониторинг и диагностика.
Педагогическая диагностика основывается на материалах мониторинга учебно-воспитательного
процесса и является процессом сопоставления реального уровня учебных достижений
ученика или группы учеников с содержанием идеализированной модели их
обученности (компетентности).
Если
традиционная проверка знаний, умений и навыков учеников лишь констатирует
результаты обучения, не объясняя их происхождения, то диагностирование рассматривает
результаты в связи с путями и способами их достижения. Диагностирование
совмещает в себе контроль, проверку, оценивание, накопление статистических
данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование последующего
развития.
Диагностировать знания и умения учащихся, а
также уровень сформированности их компетентностей
следует в такой логической последовательности, в которой проводится изучение учебного материала: входной контроль
в начале учебного года или в начале изучения нового раздела учебного материала,
текущий контроль, тематическое оценивание и итоговый контроль в конце семестра
или учебного года.
В начале
учебного года необходимо организовать повторение учебного материала за курс
предыдущего учебного года. С целью его оптимизации я провожу диагностическое
тестирование знаний и умений учащихся с использованием диагностического
комплекта мониторинговых исследований базовой математической подготовки учащихся
4-11 классов под редакцией Я.С.Бродского, А.Л.Павлова.[1]
Диагностический
комплект содержит по 6 равносильных вариантов апробированных тестов, задания
которых охватывают все содержательные линии курса математики по каждому классу.
Диагностическое тестирование я провожу в два этапа. На первом этапе (после
ознакомления с принципами самодиагностики и краткого инструктажа по выполнению
тестовых заданий) в качестве домашнего задания учащиеся получают так называемый
«нулевой» вариант тестов для первичной диагностики. На следующем уроке
учащиеся, используя шкалу оценок, самостоятельно оценивают результаты своей
учебной деятельности и только после этого сдают учителю на проверку бланк
ответов, по которым в таблицу заносятся номера заданий, выполненных неправильно
и требующих доработки.
После
проведения коррекционной работы проводится вторичная диагностика, которую
оценивает учитель, и по результатам которой планируется самостоятельная коррекционная
работа учащихся. Завершается повторение учебного материала написанием
диагностической контрольной работы.
С
помощью диагностического тестирования
определяется уровень сформированности
учебных достижений и базовой подготовки учащихся за курс предыдущего учебного
года, а также выявляются в индивидуальном порядке пробелы в знаниях конкретного
ученика и планируется коррекционная работа по индивидуальному плану..
Кроме того, проведение диагностики в два
этапа позволяет осуществлять контроль без стрессов, так как первичная
диагностика реализуется с помощью методики внутреннего контроля (самоконтроля).
При таком подходе ученик становится
субъектом собственной учебной деятельности, а не объектом педагогического
воздействия. Следует отметить и то, что на таком диагностико-коррекционном
уроке активно заняты все учащиеся класса.
Диагностико-коррекционные уроки можно
проводить не только в начале учебного года, но и в течение его: в конце изучения темы с целью
систематизации и коррекции знаний и умений учащихся по изученному материалу. Дату проведения
диагностико-коррекционного урока необходимо спланировать так, чтобы у учащихся
была возможность устранить пробелы в знаниях и умениях до написания тематической
контрольной работы.
Проведение диагностики в тестовой форме
позволяет экономить время опроса, создаёт комфортную рабочую обстановку в
классе, дружески-равноправные отношения учителя и ученика. Особенно ценно то,
что систематически организованные диагностико-коррекционные уроки по качественным
контрольно-измерительным материалам способствуют тренировке и психологической
подготовке учащихся к внешнему тестированию.
Но не следует
рассматривать диагностическое тестирование как универсальный, абсолютный метод
контроля и сводить педагогическую диагностику к простому тестированию, потому
что не все характеристики усвоения учебного материала можно получить с помощью
тестирования. Например, творческие способности, умение логически мыслить,
применять теоретические знания к решению нестандартных заданий, умение
конкретизировать свой ответ примерами, к сожалению, диагностировать с помощью тестов невозможно.
Потому
тестирование, как один из методов педагогической диагностики, следует
использовать в комплексе с другими методами и формами контроля, а тест должен
стать одним из средств комплексного оценивания обученности учащихся.
|